НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ: СУЗДАЛЬ НИКТО НЕ «ПЕРЕБИЛ»


НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ: СУЗДАЛЬ НИКТО НЕ «ПЕРЕБИЛ»

НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ: СУЗДАЛЬ НИКТО НЕ «ПЕРЕБИЛ»
В минувшую пятницу город-музей вновь посетил любимый актер, сценарист и режиссер.

Встреча с Николаем Петровичем состоялась в уютном ресторанчике арт-отеля «Николаевский посад». Пока официантки ставили на стол нельму со строганиной и морсы, возле печки с изразцами и самовара с сушками шел разговор о Суздале, Тарковском и знаковой «суздальской» роли актера.
Вспоминая свою первую встречу с городом, Бурляев использовал слово «потрясение». Это был далекий 1963 год, съемки фильма «Метель», в котором у молодого Бурляева была небольшая роль улана.

- Я был потрясен местной атмосферой, покоем. А еще людьми! Такого чувства достоинства я больше не встречал нигде и никогда. За многие годы мне довелось побывать в шестидесяти странах, многих прекрасных городах, включая, например, Венецию. Но ни один город не смог перебить Суздаль!
До ужина в «Посаде» актер гулял по городу. Его узнавали и с ним разговаривали. И, по словам Николая Петровича, разговаривали как со своим. Что вовсе не удивительно. Если в «Метели» у актера была роль небольшая, то в фильме Тарковского «Андрей Рублев» (в новелле «Колокол») Бурляев сыграл ключевую роль юного Бориски. А ведь все могло сложиться иначе.

- Изначально мне была отведена роль Фомы, ученика Рублева. И вот я читаю сценарий, а там и слов-то нет. Фома – этакая тень Рублева, которая ходит за ним по пятам и все. Продолжаю читать сценарий и вот – роль Бориски. И в ней я увидел себя!

Роль 17-летнего Бориски досталась Бурляеву ой как не сразу. Андрей Тарковский сначала категорически не хотел брать его на роль юноши, сына умершего мастера колокольного литья. Но консультант фильма, великий советский реставратор Савва Ямщиков уговаривал режиссера попробовать Николая. Тарковский качал головой и говорил, что парень, наверное, уже «вовсю зазвездил», ведь уже давно снимается. Тогда Савва сказал: «Давай поспорим на ящик шампанского, что ты его возьмешь!». Режиссер проспорил, он взял молодого Бурляева и вряд ли впоследствии пожалел об этом.

Мало кто знает, что фильм «Андрей Рублев», состоящий из восьми новелл, снимали 2 года, из которых целый год снимали одну новеллу «Колокол».
Почему так долго?
Николай Бурляев объяснил это просто: в новелле оживают 4 времени года.