Достопримечательности Суздаля


Суздальский Кремль

Древнейшее сооружение в городе, которое хранит в себе историю, начинающуюся со времен Владимира Мономаха. Археологические данные говорят о том, что Кремль в Суздале построили еще в Х столетии. В Кремле располагались двор князя и двор епископа с городским собором, там же размещалась и княжеская дружина.

Богородице-Рождественский собор

Старейший объект ансамбля Суздальского Кремля. Это один из немногочисленных храмов домонгольского периода, редкий памятник архитектуры Владимиро-Суздальского зодчества, который дошел до нашего времени. Первый храм на этом месте был возведен еще при Владимире Мономахе в XI столетии. Он обрушился через несколько десятилетий из-за плохого фундамента.

Соборная колокольня

В 1635 году была возведена по распоряжению епископа Серапиона соборная колокольня в Суздальском Кремле. Архитектура представляет собой массивный восьмигранный столб, увенчанный огромным шатром с тремя ярусами слуховых окошек. В свое время она являлась одной из самых высоких архитектурных построек города. Внутри сделаны два престола: во имя Благовещения и во имя Святой Феодосии.

Архиерейские палаты

Архиерейские палаты предназначались для проживания в них церковных глав суздальских. В состав палат вошел целый комплекс построек – трапезная палата, домовая епископская трапезная церковь, а кроме того, жилые и хозяйственные строения. Строили Архиерейские палаты на протяжении нескольких веков, начиная с 15-ого и вплоть до 17-го. В конце 17-ого столетия все строения были связаны в один комплекс – «хоромное» здание посредством пышно оформленных галерей, потайных ходов, лестниц и переходов.

Спасо-Евфимиев монастырь

Функционирующий мужской монастырь, который располагается на реке Каменке в Суздале. Был построен в середине XIV столетия суздальско-нижегородскими князьями Борисом и Андреем Константиновичами. Юный, но опытный Преподобный Евфимий стал игуменом обители и более пятидесяти лет исполнял эту обязанность. Его имя увековечено в названии монастыря.

Музей деревянного зодчества

Полноценный музейный комплекс под открытым небом. На территории располагаются деревянные постройки XVII-XIX столетий, перенесенные из разных сел Владимирской губернии. Музей формировался в 60-70-ые гг. ХХ века по плану архитектора Владимирской реставрационной мастерской В.М. Анисимова.

Торговые ряды

Первое городское сооружение в стиле ампир. Автором архитектурного проекта Торговых рядов, иначе - Гостиного двора, был А. Вершинский. Здание строилось с 1806 по 1811 гг. на Хлебной площади (главная торговая площадь города). Образцом для подражания был Гостиный двор Санкт-Петербурга.

Покровский монастырь

Был заложен в 1364 году на правом берегу реки Каменки суздальским князем Андреем Константиновичем. На его территории отбывали пожизненную ссылку женщины знатного происхождения. Расцвет Свято-Покровского женского монастыря приходится на времена правления Василия III. Он пожертвовал обители в начале XVI столетия большие средства и сослал туда первую супругу Соломонию Сабурову (которую стали почитать как святую). Пребывание в монастыре «неугодных» женщин, захоронения знатных людей всегда привлекали в монастырь щедрые пожертвования, благодаря которым Покровский монастырь отстраивался и развивался.

Ризоположенский монастырь

Монастырь был основан в начале XIII столетия суздальским епископом Иоанном. Обитель известна духовными свершениями монахини Евфросинии. Изначально все постройки монастыря были выполнены из дерева, а первый каменный храм - Ризположенский собор - был выстроен только в середине XVI столетия.

Церковь Ильи Пророка

Белая церковь Ильи Пророка возведена в самом начале XVIII столетия. Это классический образец посадского храма того времени. Его конструкцию мастера обозначали как восьмерик на четверике. В оформлении храма соединились черты стиля «барокко» и элементы деревянного зодчества. В XVIII веке неподалеку от Ильинской церкви стоял и небольшой зимний храм — церковь Иоанна Богослова. С установлением Советской власти церковь Иоанна Богослова, а также трапезная и колокольня Ильинской церкви были разрушены. Сохранилась только каменная коробка с остатками барабана. Долгое время Церковь Ильи Пророка пребывала в состоянии руин. Но уже к 2010 г. церковь была восстановлена вместе с колокольней и освящена.

Антипиевская церковь

Первые упоминая о церкви датируются 1628 годом, тогда была снесена деревянная Сретенская церковь и на ее месте построили новую каменную. Здание было освящено в честь священномученика Антипия – ученика Иоанна Богослова и епископа Пергамского. Святой Антипий повсеместно считается избавителем от недугов. Считается, что особенно он помогает при зубных болезнях, по этой причине и назван покровителем стоматологов.

Лазаревская церковь

Церковь Лазаря Праведного Воскрешения располагается между Торговой площадью и Ризоположенским монастырем. Эта пятиглавое сооружение было построено на деньги прихожан в 1667 году. В архитектуре впервые появляются декоративные приемы и детали, которые в дальнейшем будут характерными для суздальских храмов 17-18 столетий.

Александровский монастырь

На обрыве над Каменкой располагается древний Александровский монастырь, или, как его именовали в древности, Большая лавра. Считается, что он был основан Александром Невским. В монастыре получали кров и еду вдовы и сироты, которые в результате набегов врагов на город оставались без кормильцев. К сожалению, все постройки того времени не «дожили» до наших дней.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь — православный монастырь на восточной окраине города Суздаля. Комплекс включает Васильевский собор, Сретенскую трапезную церковь, ограду с невысокими Святыми воротами.

Щурово городище

Тут представлено целое поселение времен князя Юрия Долгорукого. Это деревянные рубленые избы, кузница, походная кухня древнерусской дружины, полуземлянка срубная. Все размещается на участке площадью в 1 га. «Щурово городище» сложилось как декорации к фильму Павла Лунгина «Царь». Картину отсняли, а селение настолько гармонично вписалось в концепцию города-музея Суздаль, что все решили сохранить.

Посадский дом

Единственный в Суздале и очень редкий на Руси памятник жилого каменного зодчества. Некоторые ученые считают, что первыми хозяевами Посадского дома были калачники или харчевники. Другие убеждены, что домом владел состоятельный представитель духовенства. Посадский дом (постройка датируется рубежом XVII-XVIII столетий) состоит из двух разновременных объемов или клетей с самостоятельными двухскатными крышами. Дом был покрыт тесом, стены его декорированы скромной каменной резьбой.